image003

Одной из важнейших составляющих системы дошкольного образования является постдипломное образование, представляющее ценность в том случае, если полученные молодыми педагогами знания и умения могут быть успешно реализованы в их профессиональной деятельности.

Это обстоятельство требует постоянного самосовершенствования воспитателя, где ценным становится его педагогическое творчество, позволяющее гибко реагировать на любые изменения современного информационного пространства. Поскольку каждый педагог в профессиональной деятельности сталкивается с большим объемом разной по назначению информации, которую нужно осмысливать, сравнивать, оценивать и по возможности эффективно использовать в своем образовательном учреждении. Обеспечить профессиональное развитие молодых педагогов можно, если в дошкольном учреждении созданы условия для приобретения и получения образовательных результатов, повышения эффективности и качества образования.

В дошкольном учреждении «Солнышко», с 2015 года, успешно реализовывается деятельность клуба «Школа молодого педагога». Основной целью которого является оказание методической помощи молодым педагогам ДОУ, повышение их профессиональной компетентности. В деятельности по повышению квалификации молодых педагогов, принимает участие педагогический коллектив нашего детского сада, отличающийся высокой квалификацией, мотивированностью к ведению наставничества и трансляции педагогического опыта.

Так, в основу проектирования целей и содержания плана деятельности учителя-логопеда Емченко С.А., были положены принципы, направленные на повышение профессионализма педагогов в речевом развитии воспитанников:

v принцип профессионально и личностно значимого содержания, транслируемого для молодых педагогов;

v принцип практикоориентированности содержания обучения, с целью обучения воспитателей применять полученные знания и умения в ходе обучения;

v принцип интерактивности, позволяющий корректировать действия для оптимизации обучения молодых воспитателей, в целях получения обратной связи;

v принцип деятельностного подхода в обучении, предполагающего, что педагог выступит как активный субъект, умеющий анализировать проблемные ситуации, формулирующий задачи, апробирующий пути и способы их решения;

v принцип вариативности содержания, в рамках которого у воспитателя развивается педагогическое творчество, позволяющее право выбора, ориентирующее на свои условия работы, свое видение значимых задач, свои предпочтения и опыт;

v принцип персонификации обучения, дающего возможность решать значимые для конкретного воспитателя проблемы при поддержке наставника на основе индивидуальной психолого-педагогической консультативной помощи.

Каждое мероприятие плана деятельности включало теоретическую (лекционную) и практическую часть (семинар-практикум, открытое занятие). В первой части практико-ориентированных мероприятий, молодые педагоги знакомились с теорией развития речевых способностей детей. Во второй части, воспитатели видели теорию в практике: для них демонстрировались варианты применения практических знаний в работе с дошкольниками.

Так, на базе первой младшей группы воспитатели знакомились с ролью предметно-пространственной среды в развитии речевых способностей детей первой младшей группы: средовой, ситуативной, игровой построенной на основе модели развивающей речевой среды. В частности педагогами группы Ломакиной И.Н. и Ярославцевой В.Н. был проведен ряд интересных открытых занятий в целях развития диалогической формы речи воспитанников.

Педагоги умело вовлекали детей в разговор во время разыгрывания спектаклей. Старались формировать потребность делиться своим впечатлением с детьми и воспитателем. Обучали умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, не перебивать говорящего.

Воспитатели формировали словарь воспитанников, обучая детей различать и называть существенные детали и части предметов, качество, особенности предметов, их свойства; обращали внимание на сходные по назначению предметы. Кроме того, педагоги помогали своим воспитанникам, получать из нераспространенных простых предложений распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств на основе вопросно-ответной формы.

В целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о функциях артикуляционного и голосового аппарата, упражняли детей в отчетливом произнесении слов и коротких фраз. Вырабатывали правильный темп речи, интонационную выразительность, закрепляя артикуляцию звуков.

На базе средней группы, воспитатели познакомились с возможностями речевого развития детей в игровой деятельности, интересными методами и подходами совершенствования диалогической формы речи. Так, в рамках данной деятельности воспитателем группы Терехиной О.Е. был проведен мастер-класс в форме игровой деятельности «Все профессии важны, все профессии нужны».

Структуру сюжетно-ролевой игры составили такие компоненты, как сюжет и содержание, роль и правила, игровые действия и игровое употребление предметов, а центральным компонентом, выступила коммуникативно-речевая ситуация.

Воссоздаваемая сфера реальности расширялась в процессе проведения игры и умелым включением воспитанников в более сложные общественные отношения. В игре дети старались воссоздавать эмоционально значимые речевые события, воображая себя как действующее лицо конкретного действия. «Я как будто плыву с братом на туристическом теплоходе…»,- сказал Толик. «А я плыву на красивом пароходе, со своей подругой Викой!», - ответила Аня.

Положительным стало то, что педагог умело, включил в игру несколько сюжетных линий с набором соответствующих действий. Например, «мама» привела «дочку» в парикмахерскую, а затем пошла с ней в магазин. Или, мальчик купил продукты, а затем накрыл стол и принимал «гостей». Таким образом, стоящие перед воспитанниками задачи, усложнение общения со сверстниками и педагогом в процессе игровой деятельности, расширение круга отношений, в которые были включены дети, позволили показать, как каждый ребенок может переходить к качественному этапу развития всех сторон речи.

Здесь же отметим особую роль сюжетно-ролевой игры в освобождении речи от конкретной, воспринимаемой ситуации. Поскольку именно речь, а не используемые в игре предметы, помогли детям совершить переход от реальной ситуации в мнимую, воображаемую. Кроме того, воспитанники группы, умело пользовались речью и для установления контактов, и в целях получения новой информации. Они активно рассуждали, причем связно, логично, последовательно сопоставляя факты, делая собственные выводы.

На базе группы раннего возраста воспитатели знакомились с использованием сказочных сюжетов в развитии речевых способностей младших дошкольников. Практико-ориентированные мероприятия показали, что общение со взрослыми носит на данном возрастном этапе ситуативно-деловой характер, который постепенно в течение учебного года приобретал характер делового сотрудничества на фоне интенсивного формирования речи.

В процессе разнообразной деятельности с педагогами группы, дети усваивали, что одно и то же действие может относиться к разным предметам: «Наденем шапку на куклу - наденем разноцветные колечки на пирамидку», «Уложить куклу спать – уложить в сундучок разноцветные мячики» и т.д.

Так, воспитатель группы Скоробогатова М.А. смогла показать на открытых занятиях, что слово в сознании детей начинает ассоциироваться не с одним предметом, а обозначает все предметы, относящиеся к этой группе, не смотря на различия по цвету, размеру и даже внешнему виду (кукла большая и кукла маленькая, кукла-мальчик и кукла-девочка). Что воспитанники, в процессе активной и творческой работы, стали постепенно соблюдать элементарные правила поведения, обозначаемые словами «можно», «нельзя», «нужно». Активнее проявлять речевую самостоятельность в предметно-игровой деятельности и самообслуживании. Общение со взрослыми стало носить объектно-направленный характер.

Педагог группы Михайличенко Н.А., демонстрировала интересные приемы использования кукольного театра в целях речевого развития детей раннего возраста. Например, отправляясь в путешествие на волшебном паровозике в сказочный лес, проделывала с воспитанниками веселую артикуляционную гимнастику. А «приехав» на лесную полянку, помогли бабочкам «летать» над цветочками, выполняя дыхательную гимнастику. Тем самым побуждая детей к развитию умения понимать слова, обозначающие способы действия и содействуя пониманию сюжета мини инсценировок.

В процессе другой обучающей ситуации, педагог формировала у воспитанников умение составлять при помощи кукол би-ба-бо фразы из трех и более слов, правильно употреблять грамматические формы. Предлагала собственные образцы употребления вопросительных слов.

Таким образом, приучала детей понимать простые по конструкции и содержанию фразы, которые сопровождала показом игрушек. Кроме того, воспитатель в разнообразных игровых ситуациях совершенствовала умение воспитанников заменять звукоподражательные слова общеупотребительными, что указывало на развитие потребности у детей в общении посредством речи. Подсказывала детям поводы для обращения к куклам-игрушкам: попроси, поблагодари, посмотри, кто пришел, и скажи нам и т.д.

Воспитатели группы раннего возраста с помощью речи не только привлекали внимание детей к предметам, направляли и организовывали действия, но и определяли их содержание, ставили перед воспитанниками задачи: «Возьми» - «Что ты сделал?». Указывали способ её достижения: «Сначала положи, потом закрой» и т.д.

Свободное употребление предмета со знанием его функции показывало, что педагоги группы закладывают основы нового вида деятельности – игры, на основе эмоционально-практического общения со сверстниками. Для установления контактов дети научились использовать средства, которыми овладели в общении с воспитателями: выразительные жесты, позы, мимику, предметно-действенные операции.

К концу учебного года у воспитанников группы произошел поворот к субъектным отношениям между друг другом, начали складываться критерии потребности в общении со сверстниками.

Стала появляться ситуативная речь, понятная в контексте конкретной ситуации.

Она строилась как диалог в виде вопросов и ответов педагогов и детей, выражала желания, предложения и требования воспитанников.

Таким образом, понимание речи взрослого, совершенствуясь в течение учебного года, привело к тому, что поведение воспитанников стало подчиняться словесной инструкции педагогов. Дети овладели слушанием, умением сосредотачиваться не только на звуковой стороне слова, но и на его содержании.

Об эффективности результатов, проведенной работы по речевому развитию детей в рамках деятельности клуба «Школа молодого педагога» свидетельствуют положительные отзывы педагогов, прошедших обучение. Среди положительных моментов отметим и высокий стимул к самообразованию педагогических кадров, желание обновлять и совершенствовать педагогический инструментарий, что способствует развитию у педагогов интереса к профессии, активному освоению разнообразных приемов работы с детьми, позволяя развивать навыки самооценки и самоконтроля.

Welcome 200GBP Bonus at Bet365 here.