Добро пожаловать на Детский сад "Солнышко"   Click to listen highlighted text! Добро пожаловать на Детский сад "Солнышко" Powered By GSpeech

image003

Одной из важнейших составляющих системы дошкольного образования является постдипломное образование, представляющее ценность в том случае, если полученные молодыми педагогами знания и умения могут быть успешно реализованы в их профессиональной деятельности.

Это обстоятельство требует постоянного самосовершенствования воспитателя, где ценным становится его педагогическое творчество, позволяющее гибко реагировать на любые изменения современного информационного пространства. Поскольку каждый педагог в профессиональной деятельности сталкивается с большим объемом разной по назначению информации, которую нужно осмысливать, сравнивать, оценивать и по возможности эффективно использовать в своем образовательном учреждении. Обеспечить профессиональное развитие молодых педагогов можно, если в дошкольном учреждении созданы условия для приобретения и получения образовательных результатов, повышения эффективности и качества образования.

В дошкольном учреждении «Солнышко», с 2015 года, успешно реализовывается деятельность клуба «Школа молодого педагога». Основной целью которого является оказание методической помощи молодым педагогам ДОУ, повышение их профессиональной компетентности. В деятельности по повышению квалификации молодых педагогов, принимает участие педагогический коллектив нашего детского сада, отличающийся высокой квалификацией, мотивированностью к ведению наставничества и трансляции педагогического опыта.

Так, в основу проектирования целей и содержания плана деятельности учителя-логопеда Емченко С.А., были положены принципы, направленные на повышение профессионализма педагогов в речевом развитии воспитанников:

v принцип профессионально и личностно значимого содержания, транслируемого для молодых педагогов;

v принцип практикоориентированности содержания обучения, с целью обучения воспитателей применять полученные знания и умения в ходе обучения;

v принцип интерактивности, позволяющий корректировать действия для оптимизации обучения молодых воспитателей, в целях получения обратной связи;

v принцип деятельностного подхода в обучении, предполагающего, что педагог выступит как активный субъект, умеющий анализировать проблемные ситуации, формулирующий задачи, апробирующий пути и способы их решения;

v принцип вариативности содержания, в рамках которого у воспитателя развивается педагогическое творчество, позволяющее право выбора, ориентирующее на свои условия работы, свое видение значимых задач, свои предпочтения и опыт;

v принцип персонификации обучения, дающего возможность решать значимые для конкретного воспитателя проблемы при поддержке наставника на основе индивидуальной психолого-педагогической консультативной помощи.

Каждое мероприятие плана деятельности включало теоретическую (лекционную) и практическую часть (семинар-практикум, открытое занятие). В первой части практико-ориентированных мероприятий, молодые педагоги знакомились с теорией развития речевых способностей детей. Во второй части, воспитатели видели теорию в практике: для них демонстрировались варианты применения практических знаний в работе с дошкольниками.

Так, на базе первой младшей группы воспитатели знакомились с ролью предметно-пространственной среды в развитии речевых способностей детей первой младшей группы: средовой, ситуативной, игровой построенной на основе модели развивающей речевой среды. В частности педагогами группы Ломакиной И.Н. и Ярославцевой В.Н. был проведен ряд интересных открытых занятий в целях развития диалогической формы речи воспитанников.

Педагоги умело вовлекали детей в разговор во время разыгрывания спектаклей. Старались формировать потребность делиться своим впечатлением с детьми и воспитателем. Обучали умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, не перебивать говорящего.

Воспитатели формировали словарь воспитанников, обучая детей различать и называть существенные детали и части предметов, качество, особенности предметов, их свойства; обращали внимание на сходные по назначению предметы. Кроме того, педагоги помогали своим воспитанникам, получать из нераспространенных простых предложений распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств на основе вопросно-ответной формы.

В целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о функциях артикуляционного и голосового аппарата, упражняли детей в отчетливом произнесении слов и коротких фраз. Вырабатывали правильный темп речи, интонационную выразительность, закрепляя артикуляцию звуков.

На базе средней группы, воспитатели познакомились с возможностями речевого развития детей в игровой деятельности, интересными методами и подходами совершенствования диалогической формы речи. Так, в рамках данной деятельности воспитателем группы Терехиной О.Е. был проведен мастер-класс в форме игровой деятельности «Все профессии важны, все профессии нужны».

Структуру сюжетно-ролевой игры составили такие компоненты, как сюжет и содержание, роль и правила, игровые действия и игровое употребление предметов, а центральным компонентом, выступила коммуникативно-речевая ситуация.

Воссоздаваемая сфера реальности расширялась в процессе проведения игры и умелым включением воспитанников в более сложные общественные отношения. В игре дети старались воссоздавать эмоционально значимые речевые события, воображая себя как действующее лицо конкретного действия. «Я как будто плыву с братом на туристическом теплоходе…»,- сказал Толик. «А я плыву на красивом пароходе, со своей подругой Викой!», - ответила Аня.

Положительным стало то, что педагог умело, включил в игру несколько сюжетных линий с набором соответствующих действий. Например, «мама» привела «дочку» в парикмахерскую, а затем пошла с ней в магазин. Или, мальчик купил продукты, а затем накрыл стол и принимал «гостей». Таким образом, стоящие перед воспитанниками задачи, усложнение общения со сверстниками и педагогом в процессе игровой деятельности, расширение круга отношений, в которые были включены дети, позволили показать, как каждый ребенок может переходить к качественному этапу развития всех сторон речи.

Здесь же отметим особую роль сюжетно-ролевой игры в освобождении речи от конкретной, воспринимаемой ситуации. Поскольку именно речь, а не используемые в игре предметы, помогли детям совершить переход от реальной ситуации в мнимую, воображаемую. Кроме того, воспитанники группы, умело пользовались речью и для установления контактов, и в целях получения новой информации. Они активно рассуждали, причем связно, логично, последовательно сопоставляя факты, делая собственные выводы.

На базе группы раннего возраста воспитатели знакомились с использованием сказочных сюжетов в развитии речевых способностей младших дошкольников. Практико-ориентированные мероприятия показали, что общение со взрослыми носит на данном возрастном этапе ситуативно-деловой характер, который постепенно в течение учебного года приобретал характер делового сотрудничества на фоне интенсивного формирования речи.

В процессе разнообразной деятельности с педагогами группы, дети усваивали, что одно и то же действие может относиться к разным предметам: «Наденем шапку на куклу - наденем разноцветные колечки на пирамидку», «Уложить куклу спать – уложить в сундучок разноцветные мячики» и т.д.

Так, воспитатель группы Скоробогатова М.А. смогла показать на открытых занятиях, что слово в сознании детей начинает ассоциироваться не с одним предметом, а обозначает все предметы, относящиеся к этой группе, не смотря на различия по цвету, размеру и даже внешнему виду (кукла большая и кукла маленькая, кукла-мальчик и кукла-девочка). Что воспитанники, в процессе активной и творческой работы, стали постепенно соблюдать элементарные правила поведения, обозначаемые словами «можно», «нельзя», «нужно». Активнее проявлять речевую самостоятельность в предметно-игровой деятельности и самообслуживании. Общение со взрослыми стало носить объектно-направленный характер.

Педагог группы Михайличенко Н.А., демонстрировала интересные приемы использования кукольного театра в целях речевого развития детей раннего возраста. Например, отправляясь в путешествие на волшебном паровозике в сказочный лес, проделывала с воспитанниками веселую артикуляционную гимнастику. А «приехав» на лесную полянку, помогли бабочкам «летать» над цветочками, выполняя дыхательную гимнастику. Тем самым побуждая детей к развитию умения понимать слова, обозначающие способы действия и содействуя пониманию сюжета мини инсценировок.

В процессе другой обучающей ситуации, педагог формировала у воспитанников умение составлять при помощи кукол би-ба-бо фразы из трех и более слов, правильно употреблять грамматические формы. Предлагала собственные образцы употребления вопросительных слов.

Таким образом, приучала детей понимать простые по конструкции и содержанию фразы, которые сопровождала показом игрушек. Кроме того, воспитатель в разнообразных игровых ситуациях совершенствовала умение воспитанников заменять звукоподражательные слова общеупотребительными, что указывало на развитие потребности у детей в общении посредством речи. Подсказывала детям поводы для обращения к куклам-игрушкам: попроси, поблагодари, посмотри, кто пришел, и скажи нам и т.д.

Воспитатели группы раннего возраста с помощью речи не только привлекали внимание детей к предметам, направляли и организовывали действия, но и определяли их содержание, ставили перед воспитанниками задачи: «Возьми» - «Что ты сделал?». Указывали способ её достижения: «Сначала положи, потом закрой» и т.д.

Свободное употребление предмета со знанием его функции показывало, что педагоги группы закладывают основы нового вида деятельности – игры, на основе эмоционально-практического общения со сверстниками. Для установления контактов дети научились использовать средства, которыми овладели в общении с воспитателями: выразительные жесты, позы, мимику, предметно-действенные операции.

К концу учебного года у воспитанников группы произошел поворот к субъектным отношениям между друг другом, начали складываться критерии потребности в общении со сверстниками.

Стала появляться ситуативная речь, понятная в контексте конкретной ситуации.

Она строилась как диалог в виде вопросов и ответов педагогов и детей, выражала желания, предложения и требования воспитанников.

Таким образом, понимание речи взрослого, совершенствуясь в течение учебного года, привело к тому, что поведение воспитанников стало подчиняться словесной инструкции педагогов. Дети овладели слушанием, умением сосредотачиваться не только на звуковой стороне слова, но и на его содержании.

Об эффективности результатов, проведенной работы по речевому развитию детей в рамках деятельности клуба «Школа молодого педагога» свидетельствуют положительные отзывы педагогов, прошедших обучение. Среди положительных моментов отметим и высокий стимул к самообразованию педагогических кадров, желание обновлять и совершенствовать педагогический инструментарий, что способствует развитию у педагогов интереса к профессии, активному освоению разнообразных приемов работы с детьми, позволяя развивать навыки самооценки и самоконтроля.

Click to listen highlighted text! Powered By GSpeech